Двунадесятые праздники
ПАСХА И ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
Главные праздники Православной Церкви
Самый большой праздник у православных христиан это Пасха или Воскресение Христово - это праздник праздников. Кроме Пасхи есть еще 12 больших праздников - это «Двунадесятые праздники»: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Девы Марии, Благовещение Пресвятой Девы Марии, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Вознесение Господне, Сошествие Святаго Духа на Апостолов, Успение Божией Матери, Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста. (По учебнику Протоиерея Аполлония Темномерова, «Священная История Новаго Завета», Петроград, 1915 г.).
Праздники освящают нашу жизнь и освещают для нас главные моменты в христианской истории и служат училищем добродетели и благочестия и напоминают нам о высоких истинах веры. Православные люди не должны «изучать Библию» как протестанты, так как церковный календарь постоянно их обучает. Иконы двунадесятых праздников, находятся в церкви на иконостасе, во втором ряду икон начиная снизу. В православной России Пасха и двунадесятые праздники были гражданскими праздниками. От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, даты которых меняются каждый год. Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях - Постной и Цветной.
На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.
В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.
По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:
Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников.
Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Праздник Праздников
Воскресение Господа нашего Иисуса Христа
(Воскресение Христово. Воскресение. Пасха Христова). В первый день после субботы, рано утром, Иисус Христос воскрес из мертвых. При этом сделалось сильное землетрясение. С неба сошел ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем. Воины, стоящие на страже, от страха попадали на землю и стали как мертвые, а потом, придя в себя, разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали о случившемся. Первосвященники дали им денег и научили говорить, будто ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело.
Праздник праздников, Воскресение Христово, Пасха, празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю). В полночь (с субботы на воскресенье) служится Пасхальная Заутреня, за которой следует Литургия. После этих служб кончается Великий пост и можно разговляться (есть скромное, не постное). Пасха празднуется семь дней.
Стихира в начале утрени, глас 6-й:
Воскресение Твое, Христе Спасе,
Ангели поют на небесех:
и нас на земли сподоби
чистым сердцем Тебе славити.
Тропарь:
Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ,
и сущым во гробех живот даровах.
Описание иконы «Воскресение Христово»
Каждый праздник имеет свой образ, запечатленный на иконе, также он имеет и свое поэтическое выражение в храмовых песнопениях в этот день. Иконография и гимнография разными средствами выражают одно и то же — смысл празднуемого события и его богословское толкование. Все праздники, как правило, имеют одну икону, только праздник Пасхи — две: Распятие и Воскресение, поскольку Пасха — это не тринадцатый праздник, а «праздников праздник, торжество из торжеств», он стоит в центре церковного календаря.
Расскажем Вам об образе Воскресения Христова в иконах. Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в российских храмах. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу. Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад».
Образ Воскресения Христова в иконах выражается двояко.
Древнейший извод, известный с раннехристианских времен, прямо соотносится с евангельским текстом — это «Жены-мироносицы у гроба Господня».
На этой иконе изображается, как женщины пришли ко гробу Христа и нашли погребальную пещеру пустой, а ангел, сидевший на отваленном от входа камне, возвестил им, что Христос воскрес.
Второй извод, возникший уже в постиконоборческую эпоху, выражает богословскую интерпретацию Воскресения, он получил название «Сошествие во ад». Это образ победы Христа над смертью. На иконе изображается воскресший Христос, стоящий на поломанных крестообразных створках адских врат. Под ним разверзнута черная бездна, из которой Христос выводит Адама и Еву, первых людей, грехопадением ввергших человечество в царство смерти, за ними из ада выходят цари, пророки, праведники и проч.
Древнейшее известное изображение Воскресения Христова – «Сошествие во ад» от VI в. находится на одной из колонн кивория собора святого Марка в Венеции. Эти две последние композиции и являются в Православной Церкви праздничными иконами Пасхи. В традиционной православной иконописи никогда не изображался самый момент Воскресения Христова.
На иконах более современных Он изображается в сияющем ореоле - символе славы, обычно разных оттенков синего цвета, часто по внешней стороне усеянном звездами и пронизанном исходящими от Него луча.
К вещественным свидетельствам Воскресения христиане относят плащаницу, в которую Иосиф Аримафейский пеленал тело Иисуса. Плащаница использовалась на службе Страстной Пятницы в Константинополе, этот обычай лег в основу православного чина выноса плащаницы. По тождественности этой исходной плащаницы, исторический след которой прервался в XIII веке, и т.н. Туринской плащаницы сегодня ведутся исследования.
Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.
Вера в воскресшего Христа как необходимое условие спасения и веры во последующее всеобщее Воскресение выражена апостолом Павлом в его посланиях. Как всеобщее исповедание Церкви догмат о Воскресении Христа из мертвых на третий день был сформулирован в древнем Апостольском символе веры. В пятом члене Никео-Цареградского символа к «И воскресшего в третий день» добавлено «по Писаниям», то есть по ветхозаветным пророчествам.
В богословском понимании смертью Христа завершается Его вольное принятие страданий и смерти, разделение участи со всем человечеством. Пределом Божественного кенозиса является сошествие во ад в Великую Субботу. Происходит обновление смысла субботнего покоя: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше глаголя: и благослови Бог день седмый: сия бо есть благословенная Суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий» (стихира Великой Субботы). Воскресение Христа представляет кульминацию спасения человека от рабства греху, во Христе смерть и естество побеждены, и через сопричастие Ему побеждаются в остальном мире.
Православные иконы, особенно русская иконопись, подчеркивают мотив сокрушения врат ада воскресшим Христом. Они изображаются в виде сломленных дверей под ногами Христа, как правило, крест-накрест, что также символизирует победу смерти крестной смертью Христа («смертью смерть поправ»). Из разрушенного шеола выходят ветхозаветные праведники, души которых пребывали в аде до этого освобождения. Праведники либо выходят всем сонмом, поднимаясь в Царство Небесное, либо Христос помогает праотцу Адаму, протягивая ему руку. Подобными мозаиками и фресками Воскресения Христа украшали апсиды храмов.
В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах это отмечается знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.