Храм Архангела Михаила в селе Новленское Вологодского района -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Святые Кубенского края

Святые Спасо-Каменного Преображенского монастыря

Великий князь Василий III, как и его сын Иван Грозный, совершали богомольные путешествия в северные монастыри, чтобы помолиться и приложиться к ракам чудотворцев. В великокняжеском Кирилло-Белозерском это был преподобный Кирилл, в Спасо-Прилуцком — преподобный Дмитрий Прилуцкий, в Александрово-Куштском — преподобный Александр Куштский, только в Спасо-Каменном имелось к тому времени сразу несколько святых, здесь почивших и похороненных. О судьбе некоторых из них мы ничего не знаем, о других дошли отрывочные сведения.  

 До 1446 г., когда в Спасо-Каменном монастыре побывал Василий Темный, здесь был погребен первый местночтимый святой по имени Петр-чудотворец. Ни жития, ни сведений из других источников о его праведной судьбе не сохранилось. В одной из редакций Сказания Паисия Ярославова http://novlenskoe.prihod.ru/letopiscy_kraja/view/id/1141639 говорится: «... и поиде (Василий Темный) в свои богомолии помолитися Спасу, и Пречистой, и Петру чюдотворцу...» Гелиан Михайлович Прохоров делает странный вывод, что этот, названный в Сказании Петр-чудотворец является будто бы митрополитом Петром, первым московским святым, покровителем великокняжеского дома. «Потому-то он, — продолжает исследователь, — и упомянут в пространной редакции (Сказания) в числе тех, кому молился о возвращении власти Василий Темный. Князь, наверное, и в самом деле ему молился, но то, как сказано об этом в пространной редакции, заставляет думать, что она не просто пространная, но распространенная, ибо здесь, как мы видели, говорится, что князь пришел в свое богомолье «к... Петру чюдотворцу на Каменое». О церкви Петра-митрополита в Спасо-Каменном монастыре мы ничего не знаем [В каменном Спасо-Преображенском соборе, правда, существовал придельный престол во имя святого Петра, митрополита Московского. Название престола лишний раз подчеркивает, что монастырь считался великокняжеским]. Приходится думать о влиянии на текст не действительности, а московской околокняжеской «ноосферы». 
Великокняжеские круги, как мы выяснили, действительно чрезмерно влияли на авторскую позицию и на отбор фактических деталей сочинения Паисия Ярославова, но в данном случае они ни при чем, как и сам московский митрополит Петр. Автор Сказания называет две церкви в монастыре — Спасскую и Успения Божьей Матери («Пречистую») и место захоронения преподобного Петра, спасского чудотворца. К ним и «поиде» свергнутый великий князь. Это очевидно. Сам же Г.М. Прохоров, публикуя текст Сказания, из другого списка цитирует уточнение, что Василий Темный пришел на Каменный остров «чюдотворцову гробу Петрову поклонитися». Значит, была построена уже рака над мощами святого, находящимися под спудом, он в монастырек тому времени почитался.
О преподобном Петре говорит и священник И. Верюжский, относя его кончину к началу XV в.; упоминает о нем и Н. Суворов в своем «Описании Спасокаменного, что на Кубенском озере, монастыря». Петр Каменский вошел и в «Хронологические списки русских святых», составленные священником Сергием Мансуровым.
В самом монастыре, как ни странно, память его забыли чтить. После второго пожара в 1657 г. была проведена ревизия всего, что сохранилось, и составлена подробная опись. В этой вынужденной проверке ни слова не говорится о местных спасокаменских угодниках — ни о чудотворце Петре, ни об игумене Кассиане, ни о блаженном Василии. Александр Круглов, побывавший в монастыре в 1897 г., также ничего не рассказывает о Петре Каменском.
Больше «повезло» местному Василию-юродивому. В списках вологодских святых угодников, составленных митрополитом Евгением, Василий-юродивый упоминается без обозначения времени его жизни и даты кончины. Условно принято, что жил он в XV в. В истории монастыря запечатлен чудесный случай, когда во время опустошительного пожара остались неприкосновенными только деревянная рака Василия-юродивого и образ угодника на ней, хотя вся гробовая палатка была наполнена пламенем и дымом. Тяжелые вериги и железный колпак юродивого также долгое время сохранялись в монастыре.
Где же был похоронен Василий-юродивый? Н. Суворов указывает точное место — нижний этаж Спасо-Преображенского храма, северный придел, в западной стороне, где существовал малый храм во имя трех святителей Московских — Петра, Алексея и Ионы, устроенный в 1850 г. В этом храме и почивали под спудом мощи местночтимого святого. Над ними в 1851 г. московский купец первой гильдии, вологжанин по рождению, Иван Алексеевич Колесов устроил медную, посеребренную и местами позолоченную раку. Ее видел и оценил Александр Круглов. Но историк-краевед И.К. Степановский дает совсем иные координаты захоронения Василия-юродивого — на монастырском кладбище, которое было разбито на месте когда-то существовавшего храма Трех святителей в нижней части острова.
  
 Собор преподобных отцов Спасо-Каменного монастыря.

Остается некая тайна, связанная с почитанием этих праведников. В монастыре существовали придел Во имя святого Петра, митрополита Московского и церковь Во имя Василия Блаженного, Московского чудотворца, находившаяся над переходом из настоятельского корпуса в Спасо-Преображенский собор. В 1845 г. она была упразднена и обращена в ризничную палату. Почему в честь этих святых церковь и придел были названы, догадаться несложно: и митрополит Петр, и Василий Блаженный входили в ярко выраженный «московский » круг святых, они особо почитались великими князьями и царями. Но на Спас-Камне получилось так, что их одноименно «дублировали » и местные святые. Не тут ли поискать ключ к этой загадке?
В 1453 г. у монастыря появился новый святой — преподобный князь-инок Иоасаф Каменский. Он стал самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубеноозерского края. Слава об угоднике Божьем Иоасафе Преподобном гремела по всей губернии. Писались житийные иконы в его честь. Одна из них XVIII в., «узорочно украшенная», богатая, созданная в лучших древних традициях, была найдена в XX в. в Воскресенской церкви на Варницах близ Тотьмы. В выписке из тотемских писцовых книг, данной Спасо-Каменному монастырю в декабре 1676 г., говорится о соленых варницах и о сенокосном луге «ниже церковного Воскресенского луга», принадлежавших монастырю. «А были те дворы и сенные покосы у Спаса Каменнаго монастыря для приезду старцом и служкам к варнишному промыслу». В церкви Воскресения Христова старцы и служки молились, поэтому и имелась здесь икона ими почитаемого святого.
Ее писал иконописец, хорошо знавший монастырь, может быть, даже монах из этой обители (а значит, на Спас-Камне существовала все-таки иконописная мастерская). В этом убеждают детали композиции иконы. В центре ее изображен вид Спасо-Каменного монастыря с юга: три каменные постройки — церковь Успения Богородицы с колокольней, рядом пятиглавый Спасо-Преображенский собор, на востоке надвратная церковь, построенная в 1558 г., во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, в честь ангела царя Ивана Грозного. Она выгорела в пожаре 1774 г. и больше не восстанавливалась. Иконописец символически изобразил и местоположение раки преподобного Иоасафа Каменского с южной стороны верхнего храма Спасо-Преображенского собора. Такая точность может быть только у хорошо знающего монастырь человека.
В наши дни новописаные иконы с образом преподобного Иоасафа Каменского возвращаются в возрождаемые приходские церкви Кубеноозерья. В иконостасе храма Святой Троицы в селе Кубенском чудотворец Иоасаф явлен как самый популярный местный святой. Слава его вновь начинает распространяться по округе, и не далек тот день, когда святые мощи угодника Божьего вновь вернутся в Спасо-Каменную обитель и упокоятся здесь на вечные времена.
На тотемской иконе-образе преподобного Иоасафа на одном из житийных клейм изображено крещение младенца Андрея Заозерского, будущего святого праведника. Произошло оно, судя по рисунку иконописца, в Спасо-Каменном монастыре. Рядом с младенцем у купели стоят его родители — святой благоверный князь Дмитрий Васильевич Заозерский и святая благоверная княгиня Мария.
В островном монастыре бывали, без сомнения, и большинство игуменов окрестных монастырей и пустынь — от преподобного Кирилла Белозерского до преподобного Нила Сорского. Каждая пядь земли, как справедливо писал священник Иоанн Верюжский, здесь священна, ибо по ней ходили десятки святых Русской православной церквию Но о многих святых нам почти ничего не известно, но мы должны их помнить и чтить их память. Это: Преподобный Петр Каменский - † XV век, память 10/23 сентября; Преподобный Пахомий Каменский - † XIV-XV века, память 3-я Неделя по Пятидесятнице; Преподобный Тимофей Кубенский - † XV век, память 3-я Неделя по Пятидесятнице; Преподобный Феодор Каменский - † около 1260 года, память 10/23 сентября.
http://www.booksite.ru/fulltext/otch/inai/ded/ina/22.htm

Узнать больше: http://www.booksite.ru/fulltext/otch/inai/ded/ina/26.htm  http://www.booksite.ru/fulltext/otch/inai/ded/ina/22.htm