Храм Архангела Михаила в селе Новленское - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

8. Мартиниан Белоезерский, преподобный

Преподобный Мартиниан Белозерский (в миру Михаил Стомонахов), родился около 1397 года в деревне Березники, недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря. Первоначальное воспитание он получил в своей благочестивой семье, а когда же достиг отроческого возраста, стал обнаруживать наклонность к учению. Благоразумные родители задумались, кому бы отдать своего сына учиться грамоте, и привели его «по Божию научению» в монастырь к преподобному Кириллу, в 30 верстах от их села. Это было около 1410 года.
Будучи постриженным в монахи с именем Мартиниана, преподобный стал ревностно подражать своему учителю, Кириллу Белозерскому, у которого пребывал в совершенном послушании.
В монастыре он обучился грамоте и, по благословению преподобного, исполнял возложенное на него преподобным Кириллом послушание – занимался переписыванием книг. Преподобный Кирилл радовался успехам своего ученика и, благодаря Бога, говорил братии: «Этот будет искусный инок».
По прошествии некоторого времени преподобный Кирилл дает Мартиниану новое послушание — посылает его на службу в хлебню и поварню. Здесь юный инок смиренно выполнял трудные работы: носил воду, рубил дрова и приносил хлеб братии, прося у всех молитв и благословения. Преподобный Кирилл не переставал следить за духовной жизнью своего ученика. Так, случилось однажды Мартиниану зайти от трапезы к одному брату некоторой ради нужды. Когда увидел его святой, что он уклонился к чужой кельи, призвал его к себе и спросил: «Так ли сохраняешь ты чин монастыря, не мог ли ты пойти сначала в свою келью и совершить должное молитвословие, а потом, если было нужно тебе, пойти к брату?». Когда Мартиниан, улыбаясь, сказал: «Если бы я пришел в келью, то не мог бы выйти из ней», преподобный Кирилл заметил ему: «Так делай всегда: сперва иди в келью, келья всему научит тебя».
Этот эпизод из жизни преподобного Мартиниана можно найти в житии преподобного Кирилла Белозерского, составленного Пахомием Логофетом. С благодарностью принимал подобные указания старца святой Мартиниан и руководился ими в своей жизни.
Видя его ревность, святой Кирилл сделал его клириком, а спустя немного времени, преподобный Мартиниан был посвящен во иеродиакона, потом во иеромонаха.
Удостоенный священного сана, преподобный Мартиниан благоговейно совершал Божественную службу, руководясь примером своего наставника. Своими трудами и смирением, а также и близостью к святому Кириллу преподобный Мартиниан скоро снискал себе любовь и уважение братии. «Блажен брат сей, — говорили они, — что сподобился быть учеником такового подвижника», — и молили за него Бога.
Прошло уже немало времени с тех пор, как Мартиниан был пострижен в монашество. Ища высших подвигов для себя, преподобный все более желал уединения и безмолвия. Для этого он удалился на безлюдный лесистый остров на озере Воже, в 120 верстах от монастыря, и начал там пустынную жизнь. Но недолго пришлось преподобному быть в уединении – прослышали о месте его подвигов и стали к нему стекаться сподвижники. Общими трудами они создали церковь, освященную в честь Преображения Господня. Введя общежительный устав, в трудах и подвигах прожил в обители преподобный Мартиниан около десяти лет.
За это время его пустынь разрослась и братия умножилась; преподобный убедился, что он может со спокойной совестью покинуть созданный им монастырь. Тогда он оставляет свою обитель и дает заповедь ученикам своим иметь особенное попечение об устроенной им церкви. Сам же, помолившись Богу, отправляетсяся в Ферапонтов монастырь, где и был принят с великой честью и радостью игуменом и братией.
В Ферапонтовом монастыре, благодаря своему смирению и благоговению, а также и знанию устава монашеской жизни, преподобный Мартиниан скоро заслужил уважение всей братии, видевшей в нем своего наставника. В это время игумен Ферапонтова монастыря оставил свое место и инокам следовало выбрать себе нового игумена. Выбор братии пал на преподобного Мартиниана, которого и начали просить принять игуменство. Но, ссылаясь на свое недостоинство, преподобный смиренно отказался.
Собравшись снова, братия опять умоляли преподобного Мартиниана, и он покорился их мольбам и принял игуменство. Это произошло около 1435 года. Теперь к заботам о подвигах личного самоусовершенствования присоединились заботы о вверенном ему монастыре. Строгим сохранением иноческих правил преподобный Мартиниан возвысил и прославил Ферапонтову обитель, взяв за образец устав и обычаи монастыря преподобного Кирилла Белозерского. Он старался ввести порядок не только в церкви, но и в келейной жизни инока, и на трапезе братии, установив общую трапезу, «равную для всех и в строгом молчании». «Обитель Мартинианова» под управлением преподобного пришла в цветущее состояние.
Но тихая жизнь обители нарушаема была в неспокойное время: Василий Темный отправился с войсками искать потерянного им московского престола, но прежде чем вступить в борьбу с Шемякой, благочестивый князь по дороге к Москве посетил сперва Кириллов, а потом и Ферапонтов монастыри. Преподобный Мартиниан обнадежил его словом утешения. В ответ на это князь сказал: «Мартиниан! Если будет на мне милосердие Божие, Пресвятой Богородицы и великих чудотворцев моление и твоими молитвами сяду на столе своем великокняжеском, даст Бог, позабочусь о твоем монастыре, а тебя приближу к себе».
Вступив на московский престол, Василий Васильевич, согласно своему обещанию, вызвал в 1448 году преподобного Мартиниана и назначил его игуменом в обители преподобного Сергия, выбрав его к тому же своим духовником.
Но не изменило высокое положение святого подвижника, ставившего правду выше всяких расчетов. Однажды, «преступив слово», данное Мартиниану, заключил под стражу Василий Темный вернувшегося к нему на службу боярина. Услышав об этом от сродников заключенного боярина, преподобный Мартиниан оскорбился такой несправедливостью великого князя и немедленно явился в Москву. Войдя в княжескую палату, преподобный обратился к князю со следующей речью: «Так ли ты, великий князь самодержавный, научился судить праведно? Зачем велел ты заковать боярина, которого я призвал, ручаясь душою моею? Зачем преступил ты свое слово? Да не будет же благословения моего грешного на тебе и на твоем великом княжении». И повернувшись, вышел от князя, а потом уехал в Троицкий монастырь.
Раскаявшись, князь Василий освободил боярина и осыпал его милостями, а сам отправился в обитель преподобного Сергия. После молитв в храме преподобный дал ему прощение и сам просил прощения у великого князя. С тех пор Василий Васильевич еще более возлюбил своего духовного отца, ни в чем не оскорблял его, слушал во всем и почитал.
Но тяготила жизнь в монастыре, близком к столице, преподобного Мартиниана, искавшего уединения и безмолвия. С приближением старости все чаще вспоминал он слова своего наставника, преподобного Кирилла: «Хорошо иноку соблюдать молчание и нестяжательность и избегать всего, что может возмущать душевные чувства». Сдав управление монастырем и сердечно распрощавшись с братией, преподобный отправился в Ферапонтову обитель. Это было в начале 1455 года.
Ферапонтовские иноки, возрадовавшись возвращению любимого игумена и встретив его как своего отца, просили преподобного Мартиниана снова быть их пастырем и руководителем. «Для того я ушел из обители преподобного Сергия, чтобы в старости найти покой и безмолвие и оплакивать свои грехи»,- смиренно отказывался Мартиниан. И только после неотступной просьбы со стороны игумена и братии согласился он снова принять на себя бремя управления монастырем. Жизнь монастырскую он устроил отчасти по уставу Кирилловой обители, отчасти же руководясь порядками Троице-Сергиевой лавры.
Подвижник достиг глубокой старости и, чувствуя приближение своей кончины, созвал к себе всю братию и заповедал сохранять предание и устав обители: «Отцы и братия! Поступайте так, как я учил и поступал. Божия же любовь и милость и Пречистая Богородица да будет со всеми вами!».
Причастившись Святых Таин, преподобный Мартиниан мирно скончался в воскресенье 12 января 1483 года на 86 году от рождения, прожив в иночестве более 70 лет. Игумен и братия торжественно погребли честные мощи преподобного близ церкви Пресвятой Богородицы, на левой стороне от алтаря, где они находятся и поныне.

Мартиниан Белозерский (1370 - 1483), преподобный.
Память 12 января, 7 октября и в Соборе Радонежских святых
Преподобный Мартиниан Белозерский, в миру Михаил, родился в 1370 году в деревне Березники, недалеко от Кириллова монастыря. В тринадцать лет он оставил своих родителей и тайно пришел к преподобному Кириллу Белозерскому (память 9 июня), о котором ему много рассказывали как о великом подвижнике. Юный Мартиниан стал ревностно подражать своему учителю, у которого пребывал в совершенном послушании. В монастыре он обучился грамоте и, по благословению преподобного, занимался переписыванием книг.
Со временем Мартиниан был посвящен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. После смерти преподобного Кирилла († 1427) блаженный Мартиниан удалился из Белоезерской обители на остров Воже-озера, что в ста верстах от Кириллова. Когда начали стекаться к нему на сожительство ищущие уединения, поставил он, по убеждению их, церковь во имя Нерукотворного Образа и основал, в XV веке, монастырь (ныне несохранившийся), называвшийся Вожеозерским Спасским.
В 1447 году оказал поддержку сосланному на Белоозеро Василию II Темному в трудное для него время, когда на московский престол неправедно претендовал его двоюродный брат Димитрий Шемяка. Он всегда был поборником правды и справедливости. Позже, по настоянию великого князя, преподобный принял на себя управление обителью Преподобного Сергия Радонежского.
В 1455 году он вернулся в любимый им Ферапонтов монастырь, где и провел остаток жизни.
Трудами преподобного Мартиниана обитель начала разрастаться, став крупный центром просвещения. Преподобный Мартиниан особенно любил книжное дело и сам переписывал книги. При нем было положено начало обширной монастырской библиотеке. Известный церковный писатель Пахомий Логофет, посетивший Ферапонтово в 1461 году, писал, что монастырь «зело красен, много имуще братии работающих». На протяжении всего XV века монастырь являлся крупным духовным центром. Из его стен вышла целая плеяда известных просветителей и книжников.
Последние годы жизни прп. Мартиниан тяжело болел, не мог ходить, и братия носила его в храм. Скончался преподобный в возрасте 85 лет.
Мощи Мартиниана обретены спустя тридцать лет после его кончины. Мартиниан причислен к лику святых московским церковным собором 1549 года. Его могила — у южной стены собора в Ферапонтове. Над нею в 1502 году Дионисий написал фреску с изображениями Богородицы с младенцем Христом и коленопреклоненными Ферапонтом и Мартинианом. Позже, уже в XVII веке, на этом месте выстроена каменная шатровая церковь преподобного Мартиниана.
По материалам сайтов http://mospat.ru и http://russian-temples.ru

Тропарь преподобному Мартиниану Белоезерскому

Тропарь, глас 7:
От юности, отче, избран и возлюблен был еси Господом Богом, Иже, провидя доброе твое произволение, научи тя приити к преподобному угоднику Своему, Кириллу всеблаженному, от негоже наставлен быв на путь спасения, в страсе Божии и чистоте душевней, в благоговении же и непрестанных к Богу молитвах житие твое непорочно прешел еси и ныне, со дерзновением предстоя на Небесех Престолу Христову отче Мартиниане всеблаженне, не престай моля Христа Бога спасти и помиловати души наша.

Ин тропарь, глас 2:
Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя и провидящу твое добре произволение, наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику — Кириллу всеблаженному, от негоже наставлен бысть на путь спасения, страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением, и непрестанными к Богу молитвами во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси и заповеди Божия непорочно соблюл еси, пастырь и наставник иноком предивен был еси, и ныне престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех, со ангелы светлоликоствуя, отче преподобне Мартиниане всеблаженне, не престай моляся Христу Богу спасти и помиловати души наша.
Кондак, глас 8:
Благоизволив, преподобне, от юнаго возраста работати Господеви день и нощь, в страсе Божии и благоговении чистоту душевную соблюл еси, в молитвах же и бдениих ум твой предочистил еси, в подвизех же, злостраданиих тело твое изнурив, вся добродетели духовныя исправил еси и образ хотящим по тебе спастися явился еси. Темже ныне, присно зря на Небесех Пресвятую Троицу, молися, всеблаженне, даровати душам нашим спасение и житию нашему исправление, да вси верою вопием ти: радуйся, преподобне Мартиниане, отче наш.
Ин кондак, глас 8:
От юнаго возраста Божественным желанием разжегся, честному учителю вдан был еси и в воздержании мнозе, отче, пребыл еси, ревнуя благому наказанию, плод многодобродетелен Богу принесл еси, тем молим тя, отче Мартиниане, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Мартиниане, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.


Назад к списку