Храм Архангела Михаила в селе Новленское Вологодского района - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Дважды Герой Советского Союза Клубов Александр Фёдорович

Дважды Герой Советского Союза 

Клубов Александр Фёдорович - заместитель командира истребительной авиационной эскадрильи (1943), помощник командира по воздушно-стрелковой службе 16-го гвардейского Сандомирского истребительного авиационного полка 9-й гвардейской Мариупольской ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени истребительной авиационной дивизии 6-го гвардейского Львовского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии, гвардии капитан. 
Родился 18 января 1918 года в деревне Яруново ныне Новленского сельского поселения Вологодского района Вологодской области в крестьянской семье. Отец его, Федор Михайлович, служивший матросом на легендарном крейсере «Аврора», погиб во время проведения в деревне политики раскулачивания. Русский. В 1934 году окончил неполную среднюю школу и приехал в Ленинград (с 1991 - Санкт-Петербург), где поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) завода "Большевик". После окончания ФЗУ работал настройщиком станков. В 1937 году был принят в Ленинградский аэроклуб, программу которого освоил на "отлично". С января 1939 года - в Красной Армии. Окончил Чугуевскую военную школу пилотов в 1940 году с присвоением звания "лейтенант". Служил в ВВС Закавказского военного округа в составе 10-го истребительного авиаполка, в октябре 1941 года переведён в 84-й истребительный авиаполк. В боях Великой Отечественной войны А.Ф. Клубов с 10 августа 1942 года. Воевал в составе 84-го истребительного авиационного полка 216-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Закавказского фронта. Оборонял небо Кубани и предгорья Северного Кавказа. Первую воздушную победу одержал в бою 15 сентября 1942 года. Воевал на биплане И-153 "Чайка" и на И-16, выполнил 160 боевых вылетов, в 25 воздушных боях сбил лично 1 и в группе 1 вражеские самолёты. В это сложное время истребители части привлекались к штурмовкам наземных войск врага, не был исключением и старший лейтенант Клубов: он уничтожил на земле 16 самолётов противника (в группе), свыше 10 автомашин, много другой боевой техники. В воздушной схватке 2 ноября 1942 года под Моздоком его самолёт был подбит. До последнего пытаясь  сохранить машину, А.Ф. Клубов боролся с пламенем, охватившим его "Чайку", получил ожоги лица и кистей рук, но, в конце концов, был вынужден воспользоваться парашютом. После непродолжительного лечения в госпитале вернулся в строй. С февраля по 24 апреля 1943 года воевал в составе Северо-Кавказского фронта на истребителе И-15. В этот период выполнил 82 боевых вылета, в 26 воздушных боях сбил лично 2 самолёта. Член ВКП(б) с 1943 года. В мае 1943 года лейтенант Клубов А.Ф. был переведён в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк. В составе 1-й эскадрильи этого полка он освоил новый для себя истребитель Р-39 "Аэрокобра" (поставлялся по ленд-лизу из США), выполняя учебные полёты под руководством легендарного А.И. Покрышкина http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=402 . Именно Клубова А.Ф., как лучшего из вновь прибывших в полк 15-и лётчиков, прославленный советский летчик-ас взял с собой в боевой вылет...  
...— Летим вместе, — сказал Покрышкин как-то своему ученику.
Они взлетели, возглавляя каждый свою группу в общем боевом порядке. Над полем боя летчики встретили четыре пары фашистских истребителей. Они шли эшелонированно по высоте. Советские летчики завязали бой на вертикалях. Образовалась так называемая «чертова мельница», когда свои и чужие самолеты перемешиваются в одной гигантской петле. Клубов, хорошо переносивший большие перегрузки, сумел на какую-то секунду раньше противника вывести свой самолет из пикирования и этим занять выгодную позицию. Последовала атака, и еще один вражеский истребитель врезался в землю.
— Юбилейный! Поздравляю! — услышал он в шлемофоне голос Покрышкина.
Да, это была юбилейная победа — пятидесятый вражеский самолет, сбитый отважным советским летчиком Александром Клубовым. Он участвовал также в групповых боях, в которых уничтожил несколько десятков вражеских самолетов.

Заместитель командира эскадрильи гвардии старший лейтенант А.Ф. Клубов особо отличился в воздушной битве на Кубани и в боях над Таманским полуостровом и Керченским проливом. К августу 1943 года в составе этого полка он выполнил 15 боевых вылетов и в 5 боях сбил лично 1 самолёт врага. С 1 августа 1943 года в составе полка воевал на Южном фронте, участник освобождения Донбасса и битвы за Днепр. Уже к 4 сентября 1943 года выполнил 53 боевых вылета, в 14 воздушных боях сбил 9 самолётов врага. Всего же за первый год войны (с августа 1942 к сентябрю 1943 года) им было совершено 310 боевых вылетов, проведено 84 воздушных боя, он лично сбил 14 и в группе 19 самолетов противника. В воздушных боях в Запорожской области - в районе города Осипенко (ныне  Бердянск) и в районе Большого Токмака (ныне город Токмак) Клубов сбил в течение одного вылета три "Юнкерса". В первом случае - три "Ju-87", а во втором - три "Ju-88". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии старшему лейтенанту Клубову Александру Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1320). С сентября по 20 октября 1943 года Клубов выполнил 35 боевых вылетов, в 4 боях сбил 3 самолёта врага лично. С октября 1943 года полк воевал в составе 4-го Украинского фронта, выполняя задачи по прикрытию советских войск на сивашских плацдармах в Крыму и по блокированию воздушного сообщения врага между Крымом и Румынией. К февралю 1944 года выполнил там 63 боевых вылета, в 5 боях сбил 2 самолёта врага. После короткого отдыха с февраля по май 1944 года полк вновь вернулся на фронт, теперь уже на 2-й Украинский фронт, тогда же А.Ф. Клубов был назначен командиром 3-й эскадрильи полка. В этот период принимал участие в напряжённых воздушных сражениях над Молдавской ССР и восточными районами Румынии, часто именуемыми в западной исторической литературе как "сражение за Фокшанские ворота в Румынию". Эта битва, по своим масштабам мало уступающая легендарной воздушной битве над Кубанью, но незаслуженно забытая в СССР, была выиграна советскими лётчиками. В этих боях, с мая по июль 1944 года, на истребителе "Аэрокобра" комэск Клубов выполнил 30 боевых вылетов и в 12 воздушных боях сбил 9 немецких и румынских самолётов. С июля 1944 года - на 1-м Украинском фронте. Участник Львовско-Сандомирской наступательной операции и сражения за Сандомирский  плацдарм, в 19 боевых вылетах и в 4 боях сбил лично 3 самолёта врага. Всего же к последнему дню своей славной жизни помощник командира 16-го гвардейского истребительного авиаполка по воздушно-стрелковой службе гвардии капитан А.Ф. Клубов совершил 457 боевых вылетов. В том числе: 224 - на прикрытие наземных войск, 146 - на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, 35 - на штурмовки наземных войск врага, 19 - на "очистку воздуха" от авиации противника, 17 - на "свободную охоту", 16 - на разведку. Участвовал в 95-и воздушных боях, сбил лично 31 самолёт и 19 в группе. Данные о групповых победах советского аса значительно разнятся в литературе: так, по данным М.Ю. Быкова, А.Ф. Клубов сбил 30 самолётов врага лично и 1 в группе, а считающиеся 19 групповых побед являются на самом деле уничтоженными им на земле самолётами противника при штурмовках аэродромов. В наградных листах на А.Ф. Клубова, как подписанных при его жизни, так и в посмертном представлении на дважды Героя, эти 19 групповых побед никогда не упоминаются. 
Жизнь отважного лётчика трагически оборвалась 1 ноября 1944 года на польском аэродроме "Сталева-Воля". В этот день при выполнении тренировочного полёта на новом истребителе "Ла-7" после приземления самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и опрокинулся. Гвардии капитан Клубов А.Ф. получил тяжелейшие травмы и умер через полтора часа после катастрофы… Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии капитан Клубов Александр Фёдорович посмертно награждён второй медалью "Золотая Звезда".
Боевой счет фронтовых подвигов Клубова заключался не только в сбитых им самолетах врага. Итог его фронтовой работы — это и мастера воздушного боя, которых он вырастил в эскадрилье. Им он отдал все, что имел: мастерство воздушного бойца, любовь к своей Советской Родине, жажду битвы с врагами Отчизны, свою простоту и скромность, присущие сыну матроса с «Авроры».
Клубов был похоронен в городе Львове (Украинская ССР) на Холме Славы.

21 июня 2001 года прах дважды Героя Советского Союза А.Ф. Клубова перевезён в Россию и торжественно перезахоронен на Введенском мемориальном воинском кладбище города Вологды.

Память летчика Александра Клубова увековечили в Вологде. В его честь на фасаде школы № 15 появилась мемориальная доска. Учебное заведение, напомним, с 2013 года года носит имя этого героя. Инициаторами мероприятия стали учащиеся школы. На открытие памятной доски были приглашены ветераны Великой Отечественной войны, а также племянница Александра Клубова Елена Бирюкова, сообщает ИА «СеверИнформ» со ссылкой на сайт городской администрации.
Уроженец Вологодской губернии Александр Клубов совершил 457 боевых вылетов. Лично сбил 31 самолет противника и еще 19 в группе. За боевые заслуги ему было дважды присвоено звание Героя Советского Союза. Такой почетный титул за всю историю получило всего 154 человека.
Как отметила директор школы Ольга Кузякина, дата открытия мемориала символична — 27 февраля было ровно 70 дней до 70-летия Великой Победы


Назад к списку