Свет Образа в истории семьи (Горохина Светлана)
Краеведческое исследование.
Материалы этого исследования: тексты, фотографии, видеоматериалы и т.п.по истории и современной жизни прихода Архангела Михаила, села Новленского и Вологодской области, подготовленные прихожанами, жителями села и всеми, кому близок и дорог Русский Север и Северная Фиваида.
Каждое лето, когда мы занимаемся исследовательской работой в краеведческом лагере, жизнь сводит нас с интересными людьми. Благодаря им я все больше узнаю об истории своей малой родины. В данном исследовании переплелось все - и история одной иконы, и история рода, и история деревни, и история Родины.
Началось исследование с того, что житель деревни Овсянниково Вологодского района Новленского поселения Георгий Юрьевич Кузнецов подарил местному приходу Михаила Архангела (в селе идет строительство храма) икону Николая Чудотворца. Икона была семейной реликвией не одного поколения семьи Кузнецовых. Сам Георгий Юрьевич живет в Череповце, а в д. Овсянниково приезжает только летом. Поэтому семья решила, что икона должна находится в часовне с. Новленское, а не в пустом доме. Георгий Юрьевич рассказал историю своей семьи, показал старые фотографии, но очень сожалел, что мало знает, а расспросить об истории семьи уже некого.
Тогда мы решили поискать родственников Георгия Юрьевича и вышли на его двоюродную сестру Соколову Александру Николаевну, которая живет в с. Никольский Торжок Кирилловского района и на двоюродного брата Виктора Николаевича, проживающего в с. Кубенское. Они знают многие «белые пятна» в истории семьи, а также историю д. Овсянниково. Вот выдержка из письма Александры Николаевны. «...Но я думаю, что история Кузнецовых очень отражает историю нашей России. Рисунки и фотографии, которые я высылаю, являются подтверждением». Эти воспоминания сохранились благодаря ее отцу Кузнецову Николаю Александровичу. Он не только собирал фотографии, но и делал зарисовки родных мест в семейном альбоме. Таким образом, это исследование о том, как семейная икона соединила прошлое и настоящее и можно даже сказать, объединила большой род Кузнецовых, потому что до нашего исследования родственники не общались давно.
Объектом исследования является родословие, а предметом - история семьи Кузнецовых, их семейные реликвии и история их малой родины.
Цель исследования: восстановить наиболее полную и достоверную картину истории рода Кузнецовых, исследуя их семейные реликвии.
Задачи: собрать сведения об истории семьи, изучить иконографию изображений Николая Чудотворца, изучить историю Преображенского полка, описать семейный альбом Кузнецовых и «древо жизни», обобщить полученные сведения.
Семейная реликвия
Поскольку исследование началось с иконы, то хочется о ней рассказать поподробнее. Икона Николая Чудотворца имеет размеры 30 х 34 см (размеры оклада 73,5x82 см). На иконе традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит открытое Евангелие. Чаще всего святитель изображался с закрытой книгой в руках. Вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском Соборе 325 г. На нём разбирался вопрос об учении Ария, утверждавшего, что Иисус Христос имел только Божественное естество, а человеческого не имел. Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Описание этого события в житии святого в русской письменности входит в так называемую некнижную редакцию "Жития Николы", получившую распространение в XV- XVI вв Евангелие, которое св. Николай держит в руках, раскрыто на страницах, откуда взято начало текста службы святому угоднику. Можно прочитать такие слова «во время оно стал Иисус на месте равне...» Интерес к этой иконографии и особое ее распространение приходятся на позднейшее время XVIII-XIX веков. За стеклом была найдена книжечка в металлической обложке - Поминание с приложением статьи о православном поминовении усопших. Книжечка издана в типографии, еще до революции. На странице «О здравии и спасении» читаются имена: Александр, Юлия, Екатерина, Борис, Владимир, Иулия. На странице «О упокоении» - имена Ефимьи, Иерия, Сергия, Евдокии, Анны.
«Древо жизни Кузнецовых»
Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование.
Святитель Николай был из знатного богатого рода. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.
Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284—305) и Максимиана (годы правления 286—305). В 303- м году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305-го года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи, Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников.
Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. Из другого случая жизнеописания известно, что Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.
Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.
В Новленской волости в прошлые века существовало две церкви Николая Чудотворца. Одна из них Никулинская Николаевская церковь в д.Тарасово. В клировых ведомостях 1908 года указано, что церковь - каменная, с колокольней. Она имела 2 престола: первый - в холодной церкви, построен во имя Рождества Пресвятой Богородицы, был освящен в 1854 году, второй - в честь святителя Николая Чудотворца. В ее распоряжении находилось 12 десятин земли.
Другая - Николаевская Дягилевская близ деревни Овсянниково. Церковь была построена в 1865 году на средства помещицы Анастасии Шлегель. Церковь была деревянная с колокольней, с одним престолом во имя святителя Николая. Рядом находилось здание церковно-приходской школы, которая была образована в 1902 году. По завещанию А.Шлегель в церкви два раза в месяц служили заупокойную литургию.
Икона святителя Николая появилась в семье Кузнецовых не так давно, примерно в 1900-1902 годах. Это благословение Александры Парфентьевны Левиной, которая вышла замуж за Кузнецова Александра Павловича и привезла с собой и икону Николая Чудотворца. С тех пор «благословляла» икона не только эту семью, но и весь род.
«Хранитель» семейных ценностей
Род Кузнецовых на Овсянниковской земле начинается примерно в 1820 году, когда житель деревни Дягилево Кузнецов Иван купил землю в д. Овсянниково. Его сын Павел Иванович (1846-1922) имел уже большое хозяйство: лес, покос, пустоши. У Павла было шестеро детей. Кузнецов Александр Павлович (1879-1957) и его брат Кузнецов Владимир Павлович служили вместе в Преображенском полку в Санкт-Петербурге. Преображенский полк был сформирован царём Петром I в 1691 году из потешных села Преображенского, от которого и получил своё наименование. В 1695-96 годах полк участвовал в Азовских походах.
В 1698 году он был приведён в 4-х батальонный состав, каждый батальон из 4 фузелерных рот; сверх того состояли в полку ещё бомбардирская и гренадерская роты.
В 1700 году назван лейб-гвардии Преображенским полком. Полк участвовал во всех основных сражениях Северной войны (при этом в неудачной битве при Нарве в начале войны своей стойкостью Преображенский и Семеновский полки спасли российскую армию от полного поражения), в Прутском походе, в Персидском походе.
Затем подразделения полка участвовали в русско-турецкой войне 1735-39 годов, русско-шведской войне 1741-43 годов, русско-шведской войне 1788— 1790 годов.
В 1800 году император Павел повелел ему называться Лейб-гвардейским Его Императорского Величества полком, но при императоре Александре I, в 1801 году, восстановлено его прежнее наименование. В 1805-07 годах полк участвовал в войнах с наполеоновской Францией (Война третьей коалиции и Война четвёртой коалиции), а затем участвовал в русско-шведской войне 1808-09 годов.
В 1812-14 годах полк участвовал в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе российской армии.
Полк участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов, в подавлении польского восстания 1830 года и польского восстания 1863 года, в русско- турецкой войне 1877-78 годов.
Во время Первой мировой войны полк участвовал в Галицийской битве, Варшавско-Ивангородской операции, Мазурском сражении,Виленской операции, Брусиловском прорыве.
Вторая рота запасного батальона Преображенского полка приняла активное участие в Февральской революции 1917г.
В 1918 году полк был расформирован, но затем был восстановлен в составе Белой армии на Юге России. В эмиграции офицерами полка был создан «Союз преображенцев» в составе Гвардейского Объединения и РОВС. Вот в таком героическом полку и служили братья Кузнецовы. Оба имели награды за достойную службу. На старой фотографии Александр Павлович в военной форме Преображенского полка. Доказательством этого является нагрудный знак. Фотография сделана в Санкт- Петербурге, примерно в 1900- 1902 годах, т.к. родился Александр Павлович в 1879 году, а военную службу начинали проходить с 21 года.
Там же, в Петербурге, Александр Павлович познакомился со своей будущей женой, Левиной Александрой Парфентьевной, которая служила экономкой у графа Апраксина. После службы Александра Павловича они поженились и вернулись к нему на родину в д. Овсянниково. В приданное Александре Парфентьевне досталась мебель, столовые приборы и выше описываемая икона. От богатого приданного сохранилось два буковых стула с гнутой спинкой, диван, обитый зеленой жаккардовой тканью, буфет красного дерева и часы с боем. Диван и стулья в плохом состоянии, находятся в доме Кузнецовых в д. Овсянниково, а буфет и часы достались дальним родственникам (не по Кузнецовской линии).
В Овсянникове они построили маслобойню, мукомольню, завели пасеку, содержали много коров и лошадей. Брат Владимир Павлович посадил большой яблоневый сад. Семья Кузнецовых была очень трудолюбивая и хозяйственная. У них родилось семеро детей.
После революции у Кузнецовых отобрали все. В семейном архиве Соколовой А.Н. сохранились интересные фотографии - собрание жителей деревни Овсянниково в феврале 1917 года в дни свержения самодержавия. Жители собрались у маслозавода и скорее всего на фотографии есть и кто-нибудь из семьи Кузнецовых. Другая фотография сделана в 1926 году. Это сапожная мастерская в Овсянникове, за швейной машинкой сидит Александр Павлович. Георгий Юрьевич Кузнецов вспоминает, что бабушка Александра была набожной, она-то и сохранила икону в эти тяжелые годы безбожия. Интересно, что и в годы репрессий из семьи никто не пострадал, хотя семья была зажиточная. Заступничество Николая Чудотворца спасло семью. Из детей Александра Павловича и его братьев пятеро были участниками Великой Отечественной войны: Виктор Николаевич (пропал без вести), Борис Александрович (вернулся с фронта), Николай Александрович (вернулся с фронта), Владимир Александрович (инвалид Великой Отечественной войны), Юрий Александрович (инвалид Великой Отечественной войны). Семье повезло, только один не вернулся с этой страшной войны. По рассказам потомков молитвы бабушки Александры Николаю Чудотворцу спасли братьев.
О Юрии Александровиче (1924-1987) рассказал его сын - Георгий Юрьевич, который хранил главную семейную реликвию - икону Николая Чудотворца и передал ее в дар местному приходу.
Юрий Александрович был участником Великой Отечественной войны в 1942-1945 г. На фронте был шофером ракетных установок, а затем возил начальство. Награжден медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», Орденом Славы 3 степени, Орденом Красной звезды. После войны еще два года служил на Кавказе. Домой вернулся в 1947 году. До пенсии работал в колхозе шофером.
О Николае Александровиче рассказала его дочь Соколова Александра Николаевна. Именно Николай Александрович являлся хранителем истории семьи. Он собирал фотографии, делал зарисовки в альбоме. По его рисункам мы узнали как выглядели Овсянниково, Новленское, Коробово в 20-30 годы 20 века, какой была Николаевская Дягилевская церковь, даже как выглядела машина брата Юрия.
Николай Александрович (1914-1984) окончил 5 классов школы в 1927 году, но дальше учиться не пришлось, т.к. семья была большая 10 человек. Пришлось идти работать в колхоз «Застрельщик». В 1933 году закончил 2-х годичную школу при Вологодском кооперативном техникуме. Затем работал в Кубено-Озерском райпотребсоюзе. С 1936 по 1938 служил в рядах РККА. В мае 1939 года направлен на курсы младших лейтенантов в г.Архангельск. С ноября 1939 по апрель 1940 проходил военные сборы в 401 артилерийском полку. С этого периода сохранилась фотография. На фронт ушел в первые дни войны. До 1942 года командиром огневого взвода учебного дивизиона готовил сержантский состав действующей армии. В году полк был переведен на север для обороны советского Заполярья. В году полк был передан Белорусскому военному округу. Демобилизован в 1946 году. В мирное время работал инструктором Кубено-Озерского РК ВКП(б). С 1951 года в Новленской МТС. Затем председателем колхоза, откуда был переведен в Кубено-Озерский райком КПСС. На пенсию выходил секретарем партийной организации учхоза «Остахово».
Куда только не разбросала жизнь семью Кузнецовых! Кроме соседних поселений, Кузнецовы живут и в Череповце, Курске, Севастополе, Нарве. Все это изображено на «древе жизни» Кузнецовых, так называет генеалогическое дерево дочь Николая Александровича - Александра Николаевна Соколова.
После смерти Николая Александровича она стала хранителем второй реликвии - альбома с семейными фотографиями и рисунками отца.
Альбом можно назвать учебником по истории д. Овсянниково и с. Новленское.
Семейный архив
Наибольший интерес в семейном альбоме вызывают фотографии довоенного и военного времени. Самая старая в альбоме названа так «Собрание жителей деревни Овсянниково в 1917 году в дни свержения самодержавия (февральская революция) у маслозавода». Размер фото 11x6,5. Фотография пожелтела от времени, помята в нескольких местах. На фоне бревенчатого здания стоят и сидят 49 человек, в основном мужчины, женщин - 4. На переднем плане 15 детей. На обороте, сделанные карандашом надписи - имена Александра, Фаина, Василий, два имени неразборчиво и подпись «снято все собрание 1917 год великой пос...» (может быть пост?). В 1917 году еще никаких гонений на церковь не было, а Великий пост часто приходится на февраль. Александра и Фаина - это скорее всего Кузнецовы Александра Павловна и Фаина Павловна. Если обратиться к генеалогическому дереву, то эти женские имена указаны в третьем поколении рода. Но только среди кого их искать? Среди взрослых женщин или среди детей? Третье поколение рода родилось еще в конце 19 века, поэтому в 1917 году им могло бать около 17 -20 лет. Таким образом из четырех женщин двое - это Кузнецовы. Вторая из дореволюционных фотографий сделана в 1926 году. В альбоме подпись - «В сапожной мастерской на машине шьет мой дедушка Кузнецов Александр Павлович в д. Овсянниково». Размер 13x9. Фото пожелтело, но сохранилось лучше. Четыре мужчины работают за столом, один шьет на швейной машине. На обороте надписей нет. Следующая фотография 1936 года. Размер 9x12. Фото сохранилось хорошо, без изломов, пятен. На обороте надпись - «Работники Кубено-Озерского райпотребсоюза. От 3 мая 1936 г.» Подпись Кузнецов. Надпись сделана красным карандашом. Позднее простым карандашом дописано - «Сидит со значком Кузнецов Н.А. Как бедно и однообразно одевалась даже молодежь!» 57 человек сфотографированы на фоне клуба в с. Кубенском. Две фотографии военного времени. На одной Кузнецов Н.А. в 1940 г. на военных сборах (16x11), а на второй (5,5x8,5) уже в 1945 году. Фото было сделано в День Победы, о чем говорит надпись на обороте, скорее всего в Брест-Литовске, потому что в его автобиографии читаем такие строки - «После 18 мая 1945 года по приказу Б-Литовского военного округа я был назначен начальником команды рядовых, сержантов и офицеров в командировку за границу, для сопровождения трофейного скота. Задание было выполнено своевременно». Но еще больший интерес вызывают рисунки Н.А.Кузнецова из семейного альбома. На рисунке «Овсянниково в 1927 году» изображена вся деревня, два дома Кузнецовых, часовня, Николаевская Дягилевская церковь. Следующий рисунок «Николо-Дягилевский приход в 1934 году». Указаны все деревни с количеством дворов, ветряные мельницы, церковь и интересная подпись - «...в 1935 году Ваня Бабушкин Церковь Николу продал Вотчинскому маслозаводу на общежитие, а потом сгорела». «Овсянниково в 1977 году» уже другое. Домов осталось мало, а деревни Песчанка, Новец, Чернеево, Тоболино, Ивашево - исчезли, в д. Дягилево осталось 3 дома. О достоверности первых рисунков уже нельзя судить, т.к. не осталось никого в деревне кто бы помнил эти годы. Рисунок 1977 года точен. Это подтвердил Кузнецов Г.Ю.
Большую историческую ценность представляют собой рисунки с. Новленское в 20-30-е годы 20 века, д. Коробово в 1952-58 годах, Спасс Каменный в 1928 году. Мы знали, что новленский купец Гладин подарил под школу свой дом, но не знали как он выглядит. Благодаря рисункам Николая Александровича, можно воссоздать всю улицу домов с мезонинами в Новленском. Такое расположение домов подтверждает и коренная жительница села Новленское Смекалова Евгения Васильевна. Только на рисунке есть одна неточность, школа находилась чуть правее, а не там где указано в надписи на рисунке - «Новленская школа стояла примерно в том месте, где магазин Кирилловский». На рисунке д. Коробово еще возвышается разрушенная Большеельменская Михайло-Архангельская церковь, а на Кубенском озере Спасо-Каменный монастырь.
Заключение
Вот такая история. А получилась она благодаря иконе Николая Чудотворца, которая свела нас с удивительными людьми, любящими свою малую родину, помнящими своих предков и бережно хранящими историю своего рода. Одна семейная реликвия - икона святителя Николая познакомила нас с семьей Кузнецовых, соединила родственников. Другая - альбом с рисунками Н.А.Кузнецова помог соединить отрывочные факты из жизни этой семьи в историю рода.
«Род славен предками. Одни прославили его праведной жизнью, другие - воинскими подвигами, третьи - трудолюбием, четвертые - добротой и приветливостью. К доброму роду по-доброму и относятся... Предков принято помнить и всегда поминать». Камкин А.В. «Истоки». Хочется присоединиться к этим словам, говоря о семье Кузнецовых. Они оставили значительный след в истории своей малой родины. Хочется надеяться, что и дальше потомки будут хранить семейные реликвии и передавать из поколения в поколение историю своей семьи.
Список респондентов
Кузнецов Георгий Юрьевич - д.Овсянниково, 1957 г.р.
Соколова Александра Николаевна - с.Никольский Торжок, 1943 г.р.
Кузнецов Виктор Николаевич - с.Кубенское, 1955 г.р.
Опасин Александр Валентинович - с.Новленское, 1976 г.р.
Васильева Галина Валентиновна - г.Вологда, 1966 г.р.
Список литературы
Воскобойников В.М. Иллюстрированная православная энциклопедия. - Москва, 2008.
Дементьев В.В. Новленское. Прошлое, настоящее, будущее. - Вологда, 2007.
Клировые ведомости 1908 год. ГАВО.- Ф. 496.-Оп.1.
Лазебный А. Самые почитаемые иконы, праздники православной церкви. - Ростов-на-Дону, 2008.
Материалы газеты «Маяк», статьи А.Мухина в рубрике «Мосты в прошлое», 1990-е годы.
ГОРОХИНА Светлана.
Руководитель – Марютина Елена Александровна
Назад к списку