Храм Архангела Михаила в селе Новленское - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

НИКОЛАЕВСКАЯ Никулинская церковь Вологодского района (Балахонцева Аня)

Исследование истории культовых зданий актуально, так как связано с проблемой культуры. Наша страна утратила многие традиции русского религиозного искусства, что привело к образованию духовно-нравственного вакуума. Для возрождения духовной религиозной культуры требуется исследование культового зодчества и храмостроительных процессов в дореволюционный период.
Задачи
- рассмотреть православный храм, как памятник архитектуры;
охарактеризовать особенности строительства приходского храма 18-19 веков, его стилистические особенности;
- определить роль храма в сельском пейзаже;
- описать сохранившиеся фрески.
Объект исследования - сельский приходской храм.
Предмет
- Николаевская Никулинская церковь Вологодского уезда.
Методы - применялась комплексная методика: методы сравнения, стилистического анализа, описания, общенаучный системный метод, метод историзма, культурологический подход.
Новизна в том, что был осуществлен стилистический анализ сельского приходского храма 18-19 веков на примере Николаевской Никулинской церкви.
В краеведческом лагере, который работает при нашей школе каждое лето, мы активно собирали информацию об интересных людях, о деревнях, о праздниках, отмечаемых там, о церквях и храмах, построенных много лет назад и сохранившихся до наших дней. Нас заинтересовала Никулинская Николаевская церковь Вологодского уезда, построенная в 1766 году, упоминание о которой встречается в документах 1618 года. Вот что о ней удалось выяснить.
Данные Клировых ведомостей.
В клировых ведомостях 1908 года указано, что церковь - каменная, с колокольней. В 1908 году здание требовало ремонта. Она имеет 2 престола: первый - в холодной церкви, построен во имя Рождества Пресвятой Богородицы, был освящен в 1854 году, второй - в честь святителя Николая Чудотворца. В ее распоряжении находилось 12 десятин земли.
Ближайшими к Никулинской Николаевской церкви были Иоанно-Богословская Малоельминская церковь, находившаяся в 4 верстах, и Покровская Пучковская церковь, находившаяся в 5 верстах.
Во многих деревнях были построены часовни:
в деревне Павшино - в честь Георгия Победоносца
в деревне Никулинское - в честь Успения Божьей Матери и в честь Святого Пророка Ильи
в деревне Чешково - в честь иконы Казанской Богоматери
в деревне Тимофеево - в память избавления от скотского падения в 1881 году
в деревне Шолохово - в честь иконы Казанской Богоматери.
При церкви была открыта библиотека в 1902 году.
Священник Василий Африканович Херасков(1871 года рождения), в 1897 году рукоположен в сан священника Никулинской Николаевской церкви. В 1903 году он награжден серебряным знаком за помощь, оказанную сельскому хозяйству. В 1906 году Главным Управлением Российского Общества Красного Креста награжден серебряной медалью в память об участии в деятельности Российского Общества Красного Креста во время Русско-Японской войны. Имел жену Марию Александровну, дочь надворного советника Чистякова, и 4 детей: сына Александра - обучался во 2 классе Духовной Семинарии, сына Константина - обучался в 4 классе Вологодской гимназии, дочь Екатерину - обучалась в 1 классе Епархиального женского училища, сына Владимира находящегося при родителях.
Псаломщик - Александр Гаврилович Каберов.
Просфирня - Серафима Васильевна Печенская.
Староста - Николай Иванович Журавлев.
Представители от прихода: из деревни Никулинское - Иван Михайлович Бахвалов, из деревни Шолохово - Василий Афанасьевич Полетаев. В приходе имелось 417 дворов: мужчин - 1124, женщин - 1236.
При церкви существовали следующие школы:
1. Никулинская церковно-приходская школа, 1868 год.
2. Школа в деревне Шолохово, 1908 год.
Законоучитель - Василий Африканович Херасков.
Учителя: 1-го класса - Владимир Семенович Степанов
2-го класса - Елена Ивановна Земляницына, Александра Леонидовна Дьякова
Учитель пения - А. Каберов
Обучалось детей: мальчиков - 88, девочек - 20.
Не обучалось: мальчиков - 34, девочек - 136.
Грамотными были: мужчин - 670, женщин - 200.
В клире состояло: мужчин - 5, женщин - 5.
Мещанами были: мужчин - 3, женщин - 3.
Дворянами были: мужчин - 2, женщин - 2.
Приходской храм
Православный храм в архитектуре сельского пейзажа 19 века играл доминирующую роль. Согласно древнерусскому правилу культовое здание размещалось на открытой, возвышенной местности. Благодаря такому местоположению все церкви были хорошо видны, и их можно было заметить еще за несколько километров от места. Часто около храма располагались дома церковного притча и кладбище.
Никулинская церковь тоже расположена на возвышенной местности. От нее открывается прекрасный вид на Кубенское озеро и Спасо-Каменный монастырь. Церковь располагалась в деревне Тарасово, которая стояла на торгово-почтовом тракте из Вологды в Кириллов.
По своему положению православные храмы подразделяются на: ставропигиальные, которые находятся в непосредственном владении Патриарха; кафедральные - главные храмы епархиального архиерея; приходские - в них совершает богослужение причт местного прихода; кладбищенские - они находятся в непосредственной близости к кладбищу. Большие храмы называют соборными храмами, или просто - соборами. Никулинская церковь является приходским храмом.
Приходской храм был общественным центром прихода. Человек не мыслил свою жизнь вне прихода. Для большинства жителей деревни вера служила основой самого их существования, способом жизни. Уцерковление начиналось с крещения и продолжалось до последнего дыхания. Со всеми бедами, радостями и прошениями человек шел в свой приходской храм. Все начиналось с осознанной потребности иметь христианский храм рядом с жильем, ощущать помощь Божию в трудах и помыслах, дополнять свои будни и праздники молитвой. Сначала сочинялось «мирское» прошение архиерею, затем сельский сход избирал мирских «посылыциков», которые отправлялись в кафедральный город. Там они испрашивали у архиерея благословенную грамоту. С этой грамотой посыльщики возвращались домой, и начиналось строительство. Так в деле и хлопотах рождались общие интересы и особая сфера деревенской жизни, именуемая впоследствии приходской. Храм становился для многих поколений символом малой родины.
К началу 18 века на территории 15 уездов Русского севера насчитывалось 1,5 тыс. сельских православных храмов, к началу 20 века - 1,6 тыс. Треть приходов насчитывало более тысячи прихожан. Такой приход, как правило, состоял из большого количества деревень, расположенных в близости друг от друга, на расстоянии не более 5-7 верст от храма. К среднему типу можно отнести те, в которых насчитывалось от 500 до 1000 прихожан. Никулинский приход относился к числу крупных, о чем говорят данные Клировых ведомостей (1124 прихожан - мужчины, 1236 - женщин). К нему относились деревни: Шолохово, Прокино, Чашково, Тарасово, Никулинское, Павшино, Княжево, Чернево, Владычное, Курдумово, Телячье, Курово.
В приходах присутствовали все типы православных храмоименований: господские (освященные во имя Господа Иисуса Христа), архангельские (освященные во имя архангелов), богородичные, пророческие, апостольские, освященные во имя святых или святынь. Никулинская церковь освящена во имя Николая Чудотворца. Этот святой пользовался особой любовью. «Его чтили крестьяне как помощника в полевых работах. На него надеялись мореплаватели и купцы, считавшие Николая покровителем всех странствующих на суше и на море... Вот и получалось: вдоль рек и морского побережья сопровождали людей Никольские храмы...» Неудивительно, что храм был освящен во имя святителя Николая, ведь в Новленской волости он единственный стоял на торговом тракте, а в соседней деревне Княжево находилась пристань на Кубенском озере. Вот и заходили в церковь помолиться торговцы и купцы, проплывающие мимо по озеру.

Особенности архитектуры 
По сохранившимся строениям можно определить, что здание представляло собой трехчастную композицию - колокольня, трапезная, храм с апсидой, расположенную с запада на восток. Это был самый распространенный тип бесстолпных церквей с трапезной. Сейчас Никулинская церковь в полуразрушенном состоянии. Колокольни давно нет, кладбище заросло кустарниками и деревьями.
При детальном осмотре мы выяснили, что храм кирпичный, имеет осевую композицию, основу которого составляет двусветовой четверик, перекрытый купольным сводом. Скорее всего, над кровлей возвышался четырех или восьмигранник, увенчанный главой. С востока к четверику примыкает граненая алтарная апсида, перекрытая полукупольной кровлей с главкой на ней. Алтарь низкий, выносной, граненый (5-гранный). С запада примыкает трапезная, которая практически не сохранилась.
Декоративное убранство сочетало черты барокко и детали архитектуры классицизма. «К концу 17 века в церковной архитектуре появляются принципиально новые формы - барокко. Доминируют две школы: строгановское барокко и школа нарышкинского барокко. Первая делает акцент на орнаментальное убранство фасадов, вторая - стремится к строгой симметричности и гармоничной завершенности многоярусной композиции». Окна церкви были украшены коваными решетками с узорами, над ними в виде украшения расположены лепные фигурные сандрики. Углы церкви представляют собой сдвоенные пилястры. По верхнему краю карниза церковь украшает аркатурныи поясок в виде незамысловатого узора. Эта деталь убранства называется «сухари». Железная кровля украшена подзором. По мнению архитектора Каменщикова Р.Д. у церкви было два придела, не сохранившиеся до наших дней, но на стене отчетливо виден след от их крыш, а также дверные проемы на южной стене неправильной формы, которые раньше служили арками для прохода в центральное помещение. В Клировых ведомостях упоминается колокольня, но следов ее не сохранилось. Обычно при таком типе здания колокольня располагалась над трапезной, но в развалинах церкви нет стены, которая ее бы держала.
Можно сказать, что храм типичный для своего времени. Церкви такого же типа есть на северо-западе и их довольно много. Примером церкви такого типа является полуразрушенная церковь в деревне Садовая Белозерского района, Кумзеровская в Харовском районе, Покрова на торгу (1778-1780 гг.), Казанская на торгу (1760 г.) и Александра Невского в Вологде (1760 г.).
При осмотре Никулинской Николаевской церкви мы увидели сохранившиеся до наших дней фрески. Этим церковь и интересна, так как ни в одном из храмов поселения фрески не сохранились. Лучше всего фрески просматриваются в алтаре, т.к. над ним уцелела железная кровля. Все пространство свода здесь занимает фреска «Отечество». Само здание храма открыто дождям, снегу и ветру. Росписи в плачевном состоянии, но то, что уцелело, поражает впервые вошедшего сюда. На западной стороне расположены сцены из жизни Христа, на северной и южной - евангельские сюжеты.
Фрески
На южной стене фреска «Преображение». На ней изображен Спаситель в белых, жемчужных одеждах, по сторонам которого стоят пророки Моисей и Илия, и три апостола внизу: Петр, Иоанн и Яков. Евангелие повествует о том, что для того чтобы поддержать веру учеников в Себя, Господь показал им славу Свою. «И по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору ...и преобразился перед ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег...И явился им Илья с Моисеем; и беседовал с Иисусом» (Евангелие от Марка, гл.9, 2-4). В базовом сюжете апостолы изображаются павшими ниц перед Иисусом, но в нашем случае они стоят в позах удивления, изумления перед свершившимся чудом. Своими корнями изображение Преображения уходит в далекую древность, когда большую роль играли символические формы представления библейских сюжетов. Спаситель обычно изображался в белых одеждах (согласно Евангелию) и в ореоле круглой или овальной формы. Чаще всего Моисей изображался молодым, а Илия - старцем, но встречаются редкие варианты, изображающие Моисея мужчиной средних лет. В руках Моисей обычно держит книгу или, в более поздних вариантах, скрижали Завета.
Базовый сюжет может быть дополнен следующими деталями:
а) Моисей восстает из гроба, а Илия выходит из облаков (либо делают это с помощью ангелов).
б) Моисей и Илия переносятся ангелами к месту Преображения на облаках.
в) с левой и правой стороны иконы добавляются сцены, в которых Спаситель восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы соответственно.
Изображения Илии и Моисея на горках напоминают о явлении им Бога на Синае и Хориве, о чем упоминается в тексте службы на Преображение.
На противоположной северной стене плохо сохранившаяся фреска. Справа расположена женская фигура в красных одеждах, склонившаяся к престолу. На престоле отчетливо видна раскрытая книга. По другую сторону от престола фигура в синих одеждах, расположенная чуть выше. Другие детали прослеживаются плохо. Мы можем предположить, что это Благовещение Пресвятой Богородицы. Фигура в красном -это Пресвятая Богородица, фигура в синих одеждах - Архангел Гавриил. Такова же мнения и заведующая художественным отделом Вологодского государственного Музея-заповедника А.А.Глебова. «Однажды Архангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание (а, именно -те слова пророка Исаии, где сказано о рождении Мессии от Девы)». «Архангел возвестил: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами» (Евангелие от Луки, гл.1, 28).
В алтарной части Никулинской Николаевской церкви сохранилась фреска «Отечество». «Отечество» - «триединое божество», вариант «Троицы».
В русской живописи композиция известна с XII века. Вот чаще всего встречающееся изображение - в центре на престоле сидит Бог-Отец с младенцем Христом на коленях. В руках младенца голубь в круглом ореоле. Престол с высокой округлой спинкой. Около подножия «престолы» («престолы» - один из девяти ангельских чинов. Изображаются всегда около подножия Бога - Отца или Христа в виде огненных колес с глазами и крыльями). Вверху два серафима. По сторонам столпники Даниил и Симеон, поясные фигуры в монашеских мантиях, помещенные на башнеобразных столбах. Справа внизу, на поземе, юный апостол в рост (возможно, Фома). Все фигуры в фас. Вохрение по коричневато-оливковому санкирю светлой охрой с подрумянкой и резкими короткими движками. Основные цвета красочной гаммы: желтый, белый (одежда Бога-Отца), коричневый сиреневого оттенка, отдельные пятна киновари и оливкового тона, позем зеленый. Фон и поля разбеленная охра. Опуши темно-красная и желтая. Нимбы золотые с прографленным остролистым орнаментом. Надписи киноварные: «Очь и син и святы дух».
На фреске «Отечество» Никулинской церкви изображение примерно такое же. Бог - Саваоф изображен в образе седовласого старца, в позе благословления с распростертыми руками. На уровне его груди «Дух Святой» в виде белого голубя. На его коленях «Бог - Сын» - младенец Христос. В отличие от общеизвестных изображений рассматриваемого сюжета на фреске «Отечество» в Никулинской церкви престол отсутствует. «Бог-Отец» с голубем и младенцем на коленях парят над землей, над нами, над всем.
На западной стене расположена большая фреска, изображающая одну из проповедей Иисуса Христа. Возможно - Нагорная проповедь. Это бытовая композиция, в которой Христос со свитком проповедует в кругу апостолов и горожан на возвышенности, в роще. Таких сюжетов в жизни Иисуса, где он несет новую религию, много, поэтому трудно точно определить какая это проповедь. «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях... Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их... «( Евангелие от Матфея, гл.4,5).
Есть еще одна фреска, сохранившаяся до наших дней. Это фреска на сюжет из христологического цикла «Чудеса и проповеди Иисуса Христа» - Лепта вдовицы. Она изображает Иисуса у сокровищницы храма. На переднем плане - вдова, опускающая деньги в сокровищницу, на втором плане - Христос с учениками. В Евангелие от Марка описан этот сюжет: «Иисус сел напротив сокровищницы храма и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Среди них одна бедная вдова положила в сокровищницу две лепты (лепта - это мелкая монета). Призвав к себе своих учеников, Иисус сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Евангелие от Марка, гл.12). Этот сюжет был популярен у художников в период 15-18 веков, поэтому во многих церквях встречаются фрески такого же типа. Например, фреска Никольской церкви села Никульское Переславского района Ярославской области, Знаменской церкви в с. Савино Юрьев-Польского района Владимирской области, церкви Воскресения Христова в с. Носовском Череповецкого района Вологодской области.
Все композиции в церкви заключены в большие, живописные, своеобразные рамы - ордера, детали которых выполнены росписью и имитируют лепнину. Фрески выполнены маслом на штукатурной основе в строгом академическом стиле. Скорее всего, мастер получил академическое образование. Фигуры на фресках объемны, драпировки и складки одежд на них четко прописаны. Автор использовал в изображении фигур деликатную гамму цветов. Образы выполнены в охристых, жемчужно-серых, голубых и зеленых тонах. Все композиции довольно яркие, а одежды на них выявляют объем. Аналоги росписи есть в Кумзерском храме Харовского района и в храме деревни Садовой Белозерского района.

Заключение
Итак, какие выводы можно сделать исходя из этих исследований? В ходе изучения и описания Никулинской Николаевской церкви Вологодского уезда удалось выяснить стилистические особенности сельского приходского храма 18-19 веков. Роль храма в сельском пейзаже была огромной. Раньше жизнь человека была немыслима без веры. Он был связан с Богом с младенчества до самой старости. В приходские церкви шел поток верующих со всех окрестных деревень. Церковь всегда должна быть видна за несколько верст, по этому ее строили на возвышенном и многолюдном месте.
Судя по особенностям архитектуры Никулинской церкви, мы можем предположить, что в 18-19 веках в постройке церквей наиболее популярной являлась трехчастная композиция. Но наряду с простыми постройками уделяется большое внимание внешнему убранству храма. Распространение получает стиль барокко, но происходит смешение строгих четких линий и разнообразия отделочных убранств. Появляется лепнина, кованые решетки с узорами. Удалось обнаружить много типичных по архитектуре храмов.
Судьба фресок, найденных в Никулинской церкви, неизвестна, но хотелось бы, чтобы их сохранили. Они представляют собой памятник истории. Все изображения оригинальны по-своему, они яркие, красочные, объемные. Видимо в 18-19 веках имели распространение не только самые знаменитые иконы, такие как «Отечество», «Троица», но и сюжеты из жизни Иисуса Христа. Нам удалось узнать и описать многие из них, так как они неплохо сохранились. Эти фрески интересны, они помогают верить людям в чудеса, которые творит Бог.
Хочется надеяться, что Никулинская Николаевская церковь будет возрождаться, а нам остается рассказывать.


Список литературы
Богородица: полная энциклопедия жизни и чудес. - Москва, 2010.
Воскобойников В.М. Иллюстрированная православная энциклопедия. - Москва, 2008.
Камкин А.В. Православная церковь на севере России. - Вологда, 1992.
Клировые ведомости 1908 год. ГАВО.
Колесникова В. Православный храм. Символика и традиции. - Москва, 2006.
Лазебный А. Самые почитаемые иконы, праздники православной церкви. - Ростов-на-Дону, 2008.
Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. - Санкт- Петербург, 1893
.

БАЛАХОНЦЕВА Аня.
Преподаватель МАРЮТИНА Елена Александровна
Социокультурные ИСТОКИ, 2011 год


Назад к списку