Храм Архангела Михаила в селе Новленское Вологодского района - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

1675 год. Открыта первая аптека в городе и третья в России.

Теперь здесь и аптека и музей
Старейшая аптека города Вологды (первая аптека в городе была открыта при царе Алексее Михайловиче — Тишайшем в 1675 году).
Единственный в городе музей истории аптечного дела приглашает на познавательную экскурсию с осмотром старинных аптекарских вещей, экспонатов, фотографий. Музей организован в 2004 году. Его создание связано с 330-летием со дня открытия первой аптеки в Вологде (третьей по России). Пузырьки из-под лекарств, старинные рецепты, книги и прочие экспонаты сотрудники музея собирали в течение нескольких лет по всей Вологодской области.
В старейшей аптеке Вологды открылась постоянно действующая экспозиция. Вниманию посетителей необычного музея предложены старинные рецепты, раритетное оборудование и даже древние заповеди аптекаря. Впрочем, современные фармацевты находят их вполне актуальными и сегодня. Лекарства не стоит продавать знахарям, а яды следует держать строго под замком. В XVIII веке такие правила висели в каждой аптеке и назывались «аптекарским уставом». Этот документ открывает экспозицию.
Любовь Жданова, директор аптеки и музея: «Мебель, зеркала — мы попытались показать аптеку 150-летней давности».
Первый вологодский музей аптеки расположился в городской аптеке № 1. Под экспозицию освободили целый отдел. Пузырьки из-под лекарств, старинные рецепты и книги собирали в течение нескольких лет по всей области.
Любовь Жданова, директор аптеки и музея: «Вот это называется „собачка“ или „крокодильчик“ — для обжима корковых пробок, чтобы она смогли влезть в горлышко бутылочки».
Самый древний экспонат — сосуд, в котором более двухсот лет назад аптекари хранили мази, торговали на развес. Есть пузырек с необычным носиком — в нем в конце XVIII века продавали йод. На противоположной стороне более узнаваемые, но тоже раритетные вещи: передвижной автоклав или пилюльная машина.
Любовь Жданова, директор аптеки и музея: «Я, может, не очень древне выгляжу, но, тем не менее, застала еще то время, когда изготавливались пилюли. То есть, это достаточно хлопотное дело, трудоемкое».
Посетители внимательно рассматривают фотографии. На многих узнают себя и своих знакомых. Первыми гостями музея стали ветераны — те, для кого эта экспозиция часть прошлого. Все экспонаты им хорошо знакомы, большинством приходилось пользоваться.
Жанна Рыжова: «Я начинала в 1951 году, кончила институт Ленинградский, химико-фармацевтический. Приехала сюда, и начала здесь работать. Мы еще за товаром на лошадке ездили, на дровнях возили. Теперь этого уже не понять никому».
Современным фармацевтам будет, что взять на заметку. В планах музейщиков — познакомить с экспозицией владельцев городских аптек. Здесь считают: нынешним хозяевам часто не хватает строгости прежних правил: «Аптекарь — гражданин, верно хранящий присяжную должность, искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутствующий и исполняющий звание свое всеобщему благу». http://www.newstube.ru/media/

 

 

ОДНАКО…
Когда появилась первая монастырская аптека?
Наставления Христа ученикам, принятые христианской церковью для исцеления души и тела, оказали сильное влияние на развитие медицины и фармации начиная со средних веков и до настоящего времени.
Монастыри (от греч. monaaterion — келья отшельника) представляли собой общины монахов или монахинь, имеющие единые правила (уставы) жизни. В раннем средневековье монастыри играли в жизни общества положительную роль и способствовали распространению грамотности, книжного дела, медицинских знаний среди населения. проживающего около них. Одним из самых влиятельных орденов монахов в Италии являлся орден бенедиктинцев, основанный в 529 г. Бенедиктом Нурсийеким. Местом обитания ордена монахов-бенедиктинцев являлся монастырь Монте-Кассино. Постепенно орден расширился и основал свои монастыри в Швейцарии, Германии и Венгрии. По роду своей деятельности монахи-бенедиктинцы приложили немало усилий для переводов и переписывания старинных рукописных книг, сопровождая их примечаниями и необходимыми комментариями, которые наполнили старинные манускрипты смыслом, понятным для современников, и сделали их полезными для широкого читателя. В частности, из старинных медицинских книг извлекались описания методов лечения различных заболеваний, а также способы приготовления лекарств для этих целей.
При монастырях монахи закладывали огороды лекарственных растений, занимались их выращиванием и разведением, составляли свои собственные книги-эелейники (herbaria). Отсюда впоследствии и произошло название книг «Hortus eanttatU* для изданий, в которых описывались лекарственные растения. Характерным для монастырской медицины и фармации являлось присвоение лечебным растениям имен святых. Так, например, растение ястребинка кудрявая (Herba oculi) монахи называли Oculue Christi (глаз Христа), цветы пиона (Ftores paeoniae) — Rosa Sanciae Mariae (розы Святой Марии). Зверобой, который, по верованиям бенедиктинцев, обладал силой изгонять злых духов, они называли Herba Sancti Johannis или Herba Fugae Demonum (трава святого Иоанна или трава, изгоняющая бесов). Название Herba Sanctae Cruets переводилось как трава Святого Креста, а нам это растение известно как обычный табак — Herba Nicotianae. Даже нечистую силу монахи увековечили в названиях растений, например, radix Morsus Diabott (корень Злого Дьявола) — растения, корни которых были повреждены и потеряли свои лечебные свойства.
Первые сведения о существовании при монастырях аптек, т.е. помещений, в которых изготавливались лекарства, приходятся на эпоху Карла Великого (VIII в.). Изучая сохранившиеся развалины монастыря Святого Галена в Швейцарии (830 г.), ученые предположили, что в нем было несколько специальных помещений, предназначенных для приюта и лечения больных. Документы свидетельствуют о том, что кельи, в которых лежали тяжелобольные, назывались Cubiculum valde infirmorum, помещения, в которых проводилось лечение (различные операции, процедуры и т.д.) — Domus medicorum, а помещения, приспособленные для изготовления лекарств, — Armarium pigmentorum. Монастырские «аптеки» обеспечивали лекарствами обитателей монастыря и больных в больнице-приюте. Над приготовлением лекарств в аптеках трудились специально подготовленные монахи, их называли инфирмирцы (от лат. infirmorum). С тех времен в обиход вошел обычай выдавать лекарства послушникам и другим духовным особам из монастырей по предъявлении рецепта и за оплату. Высшее духовенство часто возражало против продажи лекарств из монастырских аптек за деньги.Большой вклад в развитие монастырской фармации в те времена внесли работы святой Гильдегарды (1099-1179). Гильдегарда являлась аббатисой построенного ею монастыря Рупертсберг близ города Бингема над Рейном. Она славилась широкой эрудицией в медицинской области. Известна Гильдегарда и как пророчица. Ее пророческий дар был призван в 1147 г. папой Евгением III.Она описала около 250 лекарственных растений.Упоминает о тысячелистнике,мальве, пионе, гвоздике, валериане. Впервые выявила лекарственные свойства арники и пилоселлы.Изобретение корковых пробок для укупорки бутылок и аптечных склянок приписывается бенедиктинскому монаху Дом Периньону (1638-1715), который начал такими пробками укупоривать бутылкис шампанским около 1680 г.
НА РУСИ…
Первые лечебницы на Руси упоминются при монастырях. Только священнослужители в те далекие темные времена знали грамоту.
В монастыри прибивались бродячие больные, бездомные. например, прокаженных ,т. е. людей больных проказой гнали от села, боялись как проклятых. Недаром слова "проклятый" и "прокаженный" означали одно и тоже. этим людям не подавали хлеба, не допускали до колодца напиться воды, не позволяли даже обмыться в реке. И шли они, палимые солнцем, гонимы людьми.
И только монахи принимали их в Божьей обители с православным братолюбием. Монахи "вставали" на усердную молитву, держали строгий пост, и днем, и ночью читая неусыпный псалтырь за здравие страждующих. А в ответ по смирению сердца получали благодать Божию - сокровенные знания: какую нужно взять травку, с какой смешать и как приготовить то или иное снадобье. эти рецепты монахами усердно переписывались и бережно хранились, передавая из поколения в поколение православные традиции. И, не смотря на годы разрухи и гонений, многие из них сохранились до наших дней.


Назад к списку