5.Ельфина-Пантелеева Виктория Николаевна
Вторая родина знаменитой вологодской кружевницы
Для многих талантливых людей Вологодская земля стала второй родиной, тем местом, где они проявились и утвердились как творческие личности. Одной из них была и Виктория Ельфина. Она родилась 3 ноября 1930 года в посёлке Кузьминки Ухтомского района Московской области. Закончила Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина (1947—1952) и, получив диплом «художника по кружеву», по распределению приехала в село Новленское Кубеноозерского района Вологодской области. С этого времени начинается её творческий путь, связанный со всемирно известным вологодским кружевом. Спустя десятилетия Виктория Николаевна уже не мыслила своей жизни без Вологды и кружевного промысла, да и вологодское кружево с конца 1950-х до 1990-х годов нельзя представить без работ этого мастера. Не случайно одно из уникальных её произведений — скатерть «Снежинка», выплетенная по эскизам автора в 1959 году, стала визитной карточкой всего промысла, а вологодское объединение кружевниц с 1968 года носит название «Снежинка» http://www.snejinka.ru/. Само название обусловило форму и набор декоративных элементов этого произведения. Четыре месяца шла работа над сколками, т. е. разметкой будущего изделия. Еще два месяца двадцать пять кружевниц выплетали отдельные элементы скатерти, которые сама Виктория Николаевна почти столько же времени сводила в единое целое. В течение двадцати лет (с 1953) В.Н. Ельфина работала художником в Вологодском кружевном объединении, а в 1973 году возглавила его творческую лабораторию. За эти годы ею создано более шестисот работ, среди которых мерные кружева, элементы женской одежды и изделия для домашнего обихода (воротнички, косынки, скатерти), декоративные панно и уникальные выставочные экспонаты. Наверное, самой яркой и основной чертой её почерка было соединение классических традиций вологодского кружева с новыми формами, отражающими новое время. Так, излюбленный в кружеве цветочный узор постепенно из чисто орнаментального элемента переходит в главный элемент сюжета уникальных выставочных произведений Ельфиной. К таким можно отнести панно «Весна», скатерти «Вьюнок» и «Цветение», выполненные по ее эскизам в 1970-е годы. Но одним из лучших воплощений темы природы и её вечного обновления можно считать панно «Поющее дерево» (1978). В прямоугольную вертикальную композицию вписано большое цветущее дерево с сильным стройным стволом. Его симметричные разного рисунка ветви украшены причудливыми цветами-розетками. На каждой ветке сидит птица, причем ни одна из них не повторяет по форме и пластике другую. Чувство радости, впечатление полнокровного, даже несколько преувеличенного роста и цветения создается обилием цветочных форм. И в то же время крупные элементы орнамента прекрасно читаются на сложном, фактурно разработанном фоне. Очарование этого сказочного и поэтического произведения было отмечено сразу. Для вологодского промысла 1960—1970-х годов, как, впрочем, и для всего отечественного кружева этого времени, характерно появление тем, связанных с народными праздниками, обычаями, фольклором и образами, заимствованными из других видов народного прикладного искусства.
Эти черты прослеживаются в таких работах художницы, как панно «Весна», скатерть «Чаепитие», где введение цветной нити вызывает в памяти зрителя мотивы народной вышивки. Ельфина много экспериментировала с цветом в кружевах, разрабатывала новые узоры фонов и орнамента. Среди множества исполненных ею бытовых изделий (дорожек, воротничков) не найти двух одинаковых. Они различны и по форме, и по мотиву, и по способу плетения. Глядя на её работы, чувствуешь, что художница знала приемы и брюссельского, и венецианского кружевоплетения, но превыше всего ценила отечественные традиции. Поистине грандиозной работой творческого коллектива вологодских кружевниц под руководством В.Н. Ельфиной стало панно «Россия» (1977). Оно выполнено в соавторстве с В.Д. Веселовой, Г.Н. Мамровской и А.Н. Ракчеевой. Его размеры — 5x3 метра — огромны для кружевного изделия. При такой величине потребовался и особый материал. Оно сплетено из нити маккей, эластичной, слегка блестящей и очень прочной. Россию олицетворяет стилизованная монументальная женская фигура в сарафане, расположенная строго по центру композиции. В ней все условно: гордо поднятая голова — розетка цветка; руки — изогнутые цветущие ветки. В цветочный орнамент органично вплетена государственная символика, ведь и сама женская фигура — символ, да и остальные детали композиции работают на объяснение замысла кружевниц. Панно «Россия» встречало посетителей выставки народного искусства на ВДНХ, оно украшало и юбилейную выставку произведений Виктории Николаевны в Вологде, которая проходила в залах областной картинной галереи в 1990 году. В 1968 году В.Н. Ельфина стала лауреатом Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, а в 1975 году за высокие творческие достижения получила звание заслуженного художника РСФСР. После смерти мастера (Виктория Николаевна умерла в 1998 году в Вологде) её произведения постоянно участвуют в крупнейших выставках декоративно-прикладного искусства как у нас в стране, так и за рубежом. Заслуга В.Н. Ельфиной и в том, что она смогла собрать и сплотить возле себя прекрасный коллектив единомышленников и высоких профессионалов.
Кружевной хоровод Виктории Ельфиной
Помнить о тех, кто творил красоту, особенно кружевную, прославившую нашу Вологодчину, просто необходимо. Ведь мастера-художники оставили большой след в истории культуры: их уникальные скатерти, панно, салфетки и многие другие работы – настоящие шедевры кружевного искусства. И уже не первый раз в музее-заповеднике проходят вечера памяти мэтров истинно вологодского ремесла. В этом году в открывшемся Музее кружева вспоминали о человеке, превратившем свою жизнь в кружевную сказку, – Виктории Ельфиной. 10 декабря 2010 года собрались те, кому был дорог этот человек, те, кто восхищается ее уникальными работами.
Открыла вечер воспоминаний генеральный директор музея-заповедника http://www.vologdamuseum.ru/content?id=120 Людмила Коротаева: «Я с большим трепетом, почтением и глубочайшим уважением хочу начать нашу встречу, посвященную Виктории Николаевне Ельфиной. Сегодня, вспоминая этого замечательного художника и прекрасного человека, мне хотелось бы отметить, что в жизни каждого из нас бывают подарки судьбы. Вот таким подарком я считаю встречу с этой удивительной женщиной. Я познакомилась с ней еще будучи очень молодым сотрудником музея, когда работала над комплектованием музейного фонда и занималась изучением творчества наших вологодских художников-современников. А когда мы стали строить кружевные экспозиции, общение с этим замечательным человеком запало в мое сердце очень надолго. У Константина Батюшкова есть стихотворение «Память сердца», и Виктория Николаевна для меня как раз такая память сердца. Это человек, который в своей жизни больше отдавал, чем брал, и этим своим удивительным талантом, щедростью, умом, интеллигентностью она делилась со всеми».
Виктория Пантелеева-Ельфина родилась 3 ноября, и, словно к ее 80-летию, в этот день был открыт в Вологде Музей кружева. Родилась и выросла Виктория Николаевна в Москве и никогда не думала, что станет для нее земля вологодская родным домом, а сама она – главным художником фирмы «Снежинка». В 1952 году, получив диплом художника народных промыслов по кружевному производству, Виктория Николаевна была назначена заведующей производственной кружевной артели в селе Новленское Кубеноозерского района Вологодской области. Сама Виктория Ельфина признавалась: «Думала: месяц, ну год самое большое, ходить мне по этим улочкам, а оказалось – всю жизнь. Заворожила меня Вологда, закружило-завьюжило кружево. При нём я так и осталась, а нынче оно уже во мне, в голове и в сердце. И нет ничего дороже на свете…». С 1953 года Викторию Николаевну перевели в Вологодскую кружевную артель на должность художника. За годы творчества Ельфина создала более шестисот работ. Это и мерные кружева, и воротнички, косынки, дорожки, скатерти, декоративные панно, занавеси и многое другое. Как считают искусствоведы, прелесть творчества Ельфиной – в умении видоизменять старые этнографические мотивы, и, преображая по-своему, обновлять их.
Дарование Ельфиной смелое, ей свойственны размах и сила, которые проявляются даже в небольших изделиях: кружевной отделке для костюма фигуристки Людмилы Пахомовой, знаменитых панно «Аврора», «Электрификация», скатерти «Вологжанка», где строгий, четко выверенный орнамент напоминает скорее узоры кованого железа. Среди работ Ельфиной скатерти «Солнышко», «Цветы», «Чаепитие», панно «Победа» и многие другие. К числу лучших и наиболее значительных произведений Виктории Николаевны, бесспорно, относят ее скатерть «Снежинка». Она будто соткана из множества разнообразных по рисунку снежинок, кружащихся в волшебном хороводе, – такое «морозное кружево», как в поэтических строках: «Нитка с ниткою сплетается, кажется, сама зима выплетает вологодские, как снежинки, кружева…». Скатерть «Снежинка» стала символом всего вологодского кружевного искусства.
Встреча в музее получилась искренняя, теплая, собрались очень близкие Виктории Николаевне люди – ее коллеги, ученики, друзья и просто те, кто знал эту удивительную женщину. На экране то и дело мелькали фотографии разных лет, словно листая альбом жизни, где один из главных участников – кружево. Оно стало для Виктории Ельфиной не просто делом всей жизни, а неким стилем, ведь в своих работах она умела соединить и необыкновенную красоту, и глубокий смысл, и истинно русскую душу. Кружевную Вологду уже невозможно представить без произведений Виктории Ельфиной.
Об этом талантливом человеке каждый желающий поделился своими воспоминаниями. Кружевницы-коллеги, друзья рассказывали о первых встречах, добрых уроках и просто вспоминали то время, символом которого для них стала Виктория Ельфина.
http://www.cultinfo.ru/home/2594/15.htm
Ирина Сорокина
Назад к списку