Храм Архангела Михаила в селе Новленское Вологодского района - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

2. Купец-строитель Григорий Васильевич Гладин

История самородка из народа  
Гладин Григорий Васильевич — вытегорский 1-й гильдии купец, подрядчик, строитель Ново-Ладожского канала, родился 24 сентября 1799 г. близ г. Вологды, в селе Новленском, крепостным помещика Горяинова. Еще в молодых летах, он начал мелочную торговлю пряниками и калачами, имея только 5 руб. асс., но эта торговля ему скоро наскучила и он поступил десятником при производившихся тогда работах на канале герцога Виртембергского. Затем Гладин. принял участие в осушке земель немецких колонистов в С.-Петербурге за Московской заставой и в разведении парка в Царском Селе. Англичане, заведовавшие этой работой, заметили способности и честность Гладина. Они то и посоветовали ему сделаться самому подрядчиком, но у него не было достаточно средств, чтобы принять на себя какой-нибудь подряд. Наконец, с большим трудом ему удалось выхлопотать подряд на устройство дока в военной Кронштадтской гавани, который был начат в 1836 г. и с успехом окончен в 1840 г. В том же году он взял новый подряд — расширение и очистку Тверского (Вышерского) канала между реками Цной и Тверцой и окончил его в 1842 г. В 1843 г. Гладин взялся прорыть Белозерский канал на протяжении 43 верст и в сентябре этого же года — прорыть продолжение Онежского канала на протяжении 43 верст. Первый из них открыт 6 августа 1846 г. за эту работу Гладин награжден Золотой медалью на Аннинской ленте, сохранилась народная песня:
Ее Гладин копал,
А граф Клей[н]михель помогал,
Белозерская канава
Парусам прежним убава.
Мы не думали того,
Что опустеет Крохино
Да и Каргулино село.

А  второй канал — в 1851 г. Прорытием этих каналов Гладин стал известен, как опытный и честный подрядчик, и поэтому, когда в 1852 г. была предпринята постройка С.-Петербургско-Варшавской дороги, то главноуправляющий путями сообщения гр. Клейнмихель предложил Гладину взять этот подряд, но он принужден был отказаться, так как не мог обеспечить залогом подряд, оцененный в 20 млн. р. Тогда граф Клейнмихель исходатайствовал Высочайшее соизволение на отдачу ему работ по устройству Варшавской железной доророги от С.-Петербурга до Динабурга на протяжении 500 верст с субсидией на предварительный наем рабочих. Почти в то же время (в апреле 1851 г.) Гладин. взялся за постройку шоссе от Киева до Брест-Литовска на протяжении 560 верст, притом в местности во многих местах болотистой, по контракту за 5399480 руб. Смета была составлена неправильно, подвозка камня была рассчитана на 21? версты, а на деле пришлось добывать его за 300 верст, и местное начальство израсходовало за счет Гладина. дополнительную сумму. Совет главного управления путей сообщения признал права подрядчика, главноуправляющий же (K. B. Чевкин) отверг их, но, принимая во внимание трудность подряда, невозможность выполнения без убытков и примерные усердие и добросовестность Гладина, испросил ему в виде милости вознаграждение в 846000 руб. В 1861 г. Нижегородскую железную дорогу от Владимира до Нижнего Новгорода на протяжении 74 верст. Кроме того, Гладин углубил каналы Сясский и Свирский на протяжении 13 верст, для чего нужно было подводную часть выемки производить весной с 1-го марта по 15-е мая, чтобы не останавливать судоходства; устроил шоссе из Красного Села в Гатчину, Ропшу и Кипень на протяжении 60 верст; построил в Санкт-Петербурге Литейный и Сампсониевский мосты на Неве; устроил бассейн близ Обводного канала при Николаевской железной дороге и на той же дороге проложил подземные телеграфные проволоки до Москвы; построил укрепления при Кронштадтском порте, а также участвовал в постройке южных железных дорог. Наконец, 28 мая 1861 г. Гладин принял на себя сооружение в 5 лет за 4600000 руб. Ладожского канала от г. Шлиссельбурга до Новой Ладоги, самый трудный подряд вследствие твердости каменисто-глинистой почвы; подряд этот был окончен уже после смерти Гладина его сыновьями. Открытие канала состоялось 1 сентября 1866 г.; он был назван Александровским в отличие от старого Ладожского, названного Петровским. В 1862 г. Гладин окончил в несколько месяцев Нижегородскую железную дорогу от Владимира до Нижнего Новгорода. Умер он в Санкт-Петербурге 22 августа 1865 г. и похоронен на Волковом старообрядческом кладбище. Гладин славился своим честным, гуманным отношением к рабочим, число которых доходило у него иногда до 30 тысяч; заботиться о них, удовлетворять их нужды, он считал своей обязанностью, ни один не уходил от него обиженным или неудовлетворенным, и за это Гладин был прозван "добрым дедушкой". Еще в 1837 г. он выкупил на волю свое семейство, а потом все родное село в 150 душ.
О портрете: Оригинальная резная рама из ореха была создана во второй половине XIX века для портрета купца Г.В. Гладина кисти П.А. Шаманского. Детали резного убранства рамы, изображающие различные предметы и объекты (топор, вагонетку, рыболовные сети, железную дорогу, мост), напоминают о славных делах Григория Васильевича на благо государства Российского. В декоре рамы также запечатлены имя портретируемого и годы его жизни.


Назад к списку